Аркадий Роландович Власов Психолог, клинический психолог

Интуитивное или образное мышление. Развитие творческих способностей.

Мой блог / Просмотр публикации

Интуитивное или образное мышление, творческие способности и их связь с    правым полушарием головного мозга в наше время является объектом повышенного интереса не только для ученых, но и для широкого круга людей, которых интересует эффективное использование творческого воображения. 

В ходе различных научных исследований проведенных профессором Бехтеревой Н.П., профессором Звонниковым В.М., Роджером Сперри, Майклом Газзанингом, Джозефом Боугеном, Филиппом Фогелем  было установлено, что каждое из полушарий головного мозга по-разному обрабатывает информацию и имеет свои области специализации. Эти открытия привели к тому, что в ряде клиник и экспериментальных лабораториях стали изучать деятельность каждого из полушарий головного мозга по отдельности.

Основной сферой правого полушария является интуиция. Как правило является доминирующим у «левшей» и отвечает за выполнение следующих функций:

— обработка невербальной информации, которая выражается не  в словах, а в символах и образах;

— ориентация в пространстве, ориентация на конкретной местности;

— музыкальные способности, восприятие звуков;

— художественные способности; изобразительное искусство;

— параллельная обработка информации, обработка одновременно большого количества информации не применяя анализа;

— воображение, возможность фантазировать и мечтать;

—  мистические способности; религия;

— эмоции; секс;

— контроль левой половины тела;

— метафоры, возможность понимать не только буквальный смысл того что слышим, понимаем результат работы чужого воображения.

Современная наука выделяет четыре основные причины леворукости:

 1.Генетическая особенность индивида. Доминирование(доминанта) правого полушария. Передается человеку по наследству не только от родителей к детям, но даже и через поколения, то есть от бабушек и дедушек к внукам, а иногда и к правнукам.Проведенными исследованиями установлено, что доминанта правого полушария чаще встречается на Востоке в Южной Азии и Австралии.

2.Родовые травмы или патологии беременности на последних сроках, которые повлияли на развитие мозга ребенка. Таким детям приходится довольно сложно, они часто сталкиваются с трудностями владения и правой и левой рукой. В подобных ситуациях могут возникать задержки психического и физического развития, речи, нарушение моторики и др. В таких случаях, несомненно, необходима помощь и консультация различных специалистов, в том числе нейропсихолога и логопеда которые смогут сформировать индивидуальную программу и провести развивающие занятия. 

3.«Вынужденное» левшество. Возникает чаще всего из-за травмы правой руки в раннем возрасте. 

4. Подражание взрослым(родителям) или привычка. В этом случае, ребенок просто подражает, например, одному из родителей-левшей, и как следствие – леворукость входит в привычку.

Основной сферой специализации левого полушария является логическое мышление, и до недавнего времени это полушарие считалось доминирующим. Его функции:

— аналитическое мышление, логика и анализ;

— обработка вербальной информации, речь, письмо, способность к языкам, чтение, имена, даты, факты;

— математические способности; числа и символы; логический и аналитические подходы;

— контроль за движением правой половины тела;

— последовательное мышление; обрабатываемая информация последовательна по этапам.

  В 60-70 х.х. годах прошлого столетия в Калифорнийском технологическом институте велись активные исследования связанные с хирургическим разделением полушарий головного мозга.  

 Доктору Д. Боугену удалось провести ряд успешных операций посредством хирургического вмешательства, разделив головной мозг человека на два независимых полушария. В ходе последующего изучения и исследования поведения пациентов было установлено, что этим людям крайне редко удается вспомнить мечты и фантазии, а когда они их вспоминают, оказывается, что эти мечты утилитарны, практически лишенные фантазии и привязаны к реальности. Было установлено, что люди, у которых разделены полушария головного мозга, не в состоянии выражать в словах свои чувства и передать другому человеку какие-либо свои мысли, в которых присутствует  хоть немного фантазии.

   Данные наблюдения подтвердили ряд открытий Д. Боугена о том, что разделение полушарий головного мозга приводит к снижению творческих способностей. Творческие люди, актеры, писатели, журналисты, стилисты, художники остро нуждаются в том, чтобы между полушариями мозга существовали связи с помощью которых они могли бы взаимодействовать и обмениваться информацией.

 Практически все люди хотят, в течении жизни, увеличить свой творческий потенциал, но многие, ошибочно, считают, что только люди творческих профессий обладают особыми способностями, в отличие от всех остальных. Это заблуждение. Творчество живет в каждом из нас! Силы нашего воображения тихо дремлют в потаенных уголках нашего сознания, многие, просто не обращают на них внимания или попросту их игнорируют.

Наиболее эффективной творческая работа становится возможной тогда, когда работают и правое и левое полушарие, когда логическое мышление сочетается с интуицией. Необходимо помнить о том, при выполнении любой сложности работы, оба полушария действуют вместе, но информацию обрабатывают по разному, и степень загруженности полушарий зависит от специфики и сложности выполняемой задачи.

Когда мы умеем использовать богатый потенциал возможностей правого полушария  мозга, нам  легче решать сложные задачи, с которыми мы сталкиваемся каждый день в течении всей жизни.

В нашем современном обществе логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие /около 95% населения/ имеет высокую оценку, а на интуитивное и образное мышление, курируемое правым полушарием, не обращают должного внимания. У значительной части взрослого населения такая функция правого полушария как воображение, практически не работает. В повседневной жизни взрослые люди разучились мечтать и фантазировать!

В настоящее время, разработан ряд методик и упражнений, позволяющих тренировать развитие обоих полушарий у детей и взрослых с целью увеличения эффективности реализации творческих способностей разных возрастных групп для достижения успеха в различных областях человеческой деятельности.  Можно начинать с простых упражнений.

У каждого человека есть ведущая рука, обычно правая. В этом случае необходимо больше нагружать работой левую руку. Левше – правую.           

Начинать активно писать, рисовать, шить, бросать мяч, играть в теннис и многое другое в своей жизни больше той рукой, которая развита меньше.

Есть простое, но очень эффективное упражнение рассчитанное на пятнадцать минут Вашего времени ежедневно.

 Берется лист бумаги и два карандаша. В течение пятнадцати минут, одновременно, обеими руками рисуются разные геометрические фигуры. Например, левой – квадрат, а правой – ромб. Как только это станет получаться хорошо, нужно усложнить упражнение. Можно начать рисовать более сложные фигуры.

  

 Вопросы и запись на личный прием и консультацию специалиста на сайте: https://arkadi-vlasov.ru/аркади-власов.рф

 


"Правша" или "левша". Какое ведущее полушарие у вас?!
https://www.b17.ru/article/271363/
Теги: психология, саморазвитие, самосознание, образное мышление, человек, интуиция, наука, мозг, тренинги по саморазвитию, консультации психолога, саморазвитие, концентрация, сила мысли, познай себя, знания, помоги себе сам, творчество, развитие сверхспособност
Комментарии
Межидова Светлана Николаевна
Спасибо за интересную статью!
№1 | 9 января 2021
Аркадий Роландович Власов
Благодарю!
№1 | 9 января 2021
Путилин Олег Викторович
Аркадий Роландович, спасибо Вам за такой интересный материал о работе мозга! Особенно примечательным для меня оказался факт о левшевстве, как подражании родителям. И несомненно, что именно в единстве работа двух полушврий мозга наиболее эффективна
№1 | 9 января 2021
Аркадий Роландович Власов
Олег Викторович[/b], добрый день!Благодарю Вас! Направление интересное, а главное, полезное для всех)). Будет продолжение материала))
С уважением,
№1 | 9 января 2021
Путилин Олег Викторович
Аркадий Роландович Власов, обязательно постараюсь прочесть! Взаимно!
№1 | 9 января 2021
Путилин Олег Викторович
Аркадий Роландович Власов, да, и конечно же, доброго вечера!
№1 | 9 января 2021
Наталья Евгеньевна Походилова
Благодарю Вас за полезную и интересную статью. Упражнение великолепное!
№1 | 16 января 2021
Анна Джафарова
Аркадий Роландович Власов писал(а):
Берется лист бумаги и два карандаша. В течение пятнадцати минут, одновременно, обеими руками рисуются разные геометрические фигуры. Например, левой – квадрат, а правой – ромб. Как только это станет получаться хорошо, нужно усложнить упражнение. Можно начать рисовать более сложные фигуры
Есть еще прописи специальные!)
Очень актуальная тема для меня. Сын явно леворукий. В обозримом знании поколений до прапра, леворуких не наблюдалось. Травм вроде тоже не было.
Но он явный левша. Сейчас ему 5 лет, очень интересен ход его мышления, для меня прям "шиворот на выворт".
№1 | 19 января 2021
Аркадий Роландович Власов
Добрый день,Анна! Вам повезло! Очень хороший потенциал заложен у вашего сына, творческий. Потестируйте его на левшество - это интересно), да и для будушего важно в каком направлении выбирать занятия,школа,творчество,спорт и др.Напишите результаты.Мне интересно. Напишу свои наблюдения)
С уважением,
№1 | 19 января 2021
Аркадий Роландович Власов
Прописи есть. Через тесты важно понять, насколько он "полный" левша. Это даст возможность Вам более точно развивать его навыки и направлять его развитие перед школой.
№1 | 19 января 2021
[ Читать все комментарии (27) ]    [ добавить комментарий ]